Личный кабинет

Об инициативах и недоквестах

ориентирование

За последние годы различное игровое ориентирование становится всё более популярным среди населения. Однако, несмотря на появляющиеся сплошь и рядом коллективы, устраивающие подобные игры, большинство граждан до сих пор не представляет, что такое городское (и прочее) ориентирование.

Когда мы сами только начинали разрабатывать подобные мероприятия, наши более опытные друзья рассказали нам, что в тусовке этого досуга уже есть четкое разделение игр:

  • Классическая игра: есть некоторое количество точек, за правильный ответ на точке даётся 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов;
  • Рогейн: основное отличие от классической игры в том, что точки приносят разное количество очков;
  • Квест: определить финиш возможно только дав правильные ответы на всех (или большинстве) точках.

Так уж вышло, что из-за нашего названия, а также достаточно непростых игровых схем, мы стали все наши мероприятия называть квестами, стараясь выдерживать в них признаки компьютерных и прочих квестов.

Но, как мы уже упомянули, команд, делающих подобные игры, становится всё больше, а термином “квест” стали называть всё подряд: от действительно сложных квестовых игр до самых примитивных викторин. К сожалению, в условиях непонимания, какими могут быть настоящие квесты и городское ориентирование вообще, люди зачастую покупаются на откровенную халтуру. Что в итоге приводит к негативному отношению ко всему подобному досугу. Нет, ошибки, конечно, бывают у всех, так же как и недовольные, однако организаторы, заботящиеся об участниках, всё-таки стараются свести погрешности к минимуму, в том числе и максимально протестировав игру.

К чему мы это всё, собственно? В последнее время мы заинтересовались инициативами самого города и его департаментов в организации досуга для населения. Так, шестого сентября, на день города, мы совместно с централизованными системами библиотек ЦАО и ЮЗАО проводили городской квест, в конце сентября тестировали квест для центра молодежного парламентаризма, в ближайшем будущем планируем реализацию ещё нескольких социальных проектов и игр в партнерстве с различными государственными организациями. И нам, конечно, было очень интересно, что же будет реализовано на “Ночь Искусств” Департаментом Культуры города Москвы вместе с одним из подрядчиков, занимающимися подобными играми. А посему мы отправили свою команду поучаствовать в этом так называемом общегородском квесте “Город искусств”. Результаты оказались ошеломляющими…

Для начала несколько слов о принципе этого “квеста”: Необходимо установить и зарегистрироваться в приложении “Активный гражданин”, затем выбрать один из пяти представленных маршрутов, в каждом из которых 3 или 4 явно указанных места. Далее необходимо приехать в эти места, отметиться через приложение, получить 5 вопросов по каждому объекту, ну и, собственно, ответить на полученные вопросы, причём строго последовательно, путём выбора из нескольких предложенных приложением вариантов.

Но, на самом деле, не так уж и принципиально, квест ли это, простая викторина или тестирование. В конце концов, любая инициатива для жителей города похвальна. Гораздо важнее то, как это всё было сделано. А вот об этом поподробнее.

В силу ограниченного времени, мы успели пройти только два маршрута, поэтому и оценим именно их.

 

Маршрут №2 (Музей Москвы, Мультимедиа Арт Музей, Третьяковская Галерея)

1) Музей Москвы. 5 вопросов, адекватный только один. Ответы на остальные вопросы или разгадываются по смыслу, или неоднозначны ввиду отсутствия описаний к загаданным предметам.

2) Мультимедиа Арт Музей. 5 вопросов. 1 банальный до невозможности, на 2-й ответ разгадывается по смыслу. Ещё 3 ответа не были найдены. Учитывая, что один из этих трех ответов относится к выставке о Первой Мировой, которая окончилась в музее ещё 16-го октября, есть подозрение, что и остальные ненайденные ответы найти было невозможно. В голове не укладывается: как надо было готовить игру, чтоб загадывать объекты, которые заведомо исчезнут почти за 3 недели до мероприятия?!

3) Третьяковская Галерея. Третьяковка встретила нас километровой очередью. Стоять часы ради нескольких минут внутри мы не стали. Хотя часть ответов тоже разгадывалась по смыслу, а некоторые быстро гуглились. Единственный плюс — чётко указаны номера залов (чего не было в Мультимедиа Арт, где пришлось 5 раз пробежаться по всем залам вверх-вниз). Но опять же, как можно было включать точку в таком формате в квест, догадываясь об очередях во время бесплатного посещения — непонятно.

 

Маршрут №4 (Центр дизайна ArtPlay, ЦСИ Винзавод, Казанский вокзал)

1) ArtPlay. Все вопросы по туннелю у входа. Толи времени на подготовку не хватило, то ли фантазии.

2) Винзавод. Спрашивать во втором вопросе “Как называется выставка?‘ после того, как первый вопрос отправляет участников на эту выставку по её названию — это просто что-то запредельное. :) А формулировки типа “Сколько зритель может сосчитать экспонатов” заставят биться головой об стену любых боле-менее качественных организаторов. А уж если эти формулировки ещё и не дают четкого понимания, что именно считать, т.к. ни один из полученных ответов не подошел под предложенные варианты…

3) На Казанском вокзале вопросы, на удивление, оказались адекватны. Хотя гнать туда участников на ночь глядя — идея сомнительная. И даже не оригинальная. :)

Вы думаете, это всё? Самое интересное вообще выходит за грани разумного. Ибо оказалось, что достаточно быть чуточку внимательным к приложению, чтобы правильно ответить на все вопросы на местах. Посмотрите внимательно приложенные скриншоты одного и того же вопроса. Несложно заметить, что при неправильном выборе вам предлагают отправить результат, а при правильном — ответить на второй вопрос (причем звучит он почти всегда одинаково — «Понравился ли вам вопрос?»). Видимо в погоне за статистикой и отзывами разработчики приложения забыли о том, что это всё-таки игра, в которой соревнуются и разгадывают ответы.

nedokvesti1 nedokvesti2 nedokvesti3

В итоге оказалось, что даже если ответить неправильно — баллы всё равно начисляются. Т.е. спортивная составляющая была напрочь убита. Как организаторы планировали определять победителей — непонятно. Впрочем, этот же вопрос уже вовсю задают в интернете десятки участников, проявивших внимательность. Вот такой вот “городской квест”.

В завершение хочется обратить внимание на следующее. Как было сказано, хорошие инициативы для жителей города — это здорово. Но если эти инициативы реализуются абы как, то результат будет обратным. Конечно, всегда найдутся люди, которым понравится любое бесплатное развлечение. Но если ставить целью всё-таки регулярное привлечение большого количества жителей к участию в массовых мероприятиях, то просто необходимо заниматься качеством этих мероприятий. Рано или поздно люди всё равно начнут отличать халтуру от продуманных и тщательно протестированных действий.

А посему хочется искренне пожелать Департаменту Культуры города Москвы уделять чуть больше внимания к тем мероприятиям и продуктам, которые делаются для людей, причем как для их развлечения, так и для повышения уровня этой самой культуры.